Четверг, 13 Августа 2020, 17:00 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страницы журнала

Главная » Статьи » Архивный спуск

О памятниках в Симферополе
О памятниках в Симферополе
(пояснительная записка)
 
Симферополь — очень древний город, если считать от Неаполя, столицы скифов, и, несмотря на переименования, жизнь и коммуникации в этом месте никогда не прекращались. Извечной же проблемой Симферополя является то, что под влиянием различных общественно-политических катаклизмов, которые всегда остро сказывались на жизни этого привлекательного для различных интересов города, историческая память и преемственность диалектических процессов в нём слишком часто и резко прерывались. Поэтому в традициях города не укоренились в достаточной мере необходимая ценность — сохранение уникального полиэтнического культурного наследия.
 
Во всяком случае, очевидно, что для города с такой давней и разнообразной историей, в Симферополе имеется слишком мало памятников, памятных знаков, исторических и культурных символов, которые не только объединяют городское пространство и способствуют развитию туристической и образовательной областей, повышает статус и имидж города, но и просто украшают городскую среду.
 
Правда, в последнее время эта деятельность несколько оживилась. Так, недавно были установлены несколько закладных камней на местах, где будут поставлены памятники всемирно известным личностям: гениальному композитору Алемдару Караманову, великому артисту Владимиру Высоцкому и другим.
 
Мы предлагаем пополнить этот список ещё двумя монументами.
 
Памятник Неизвестному поэту
 
Можно было бы установить в небольшом скверике на пересечении улицы Розы Люксембург (Александра Невского) и Архивного Спуска.
 
В этом месте находилась знаменитая не только в Симферополе «Кофейня на Архивном». Сейчас в этом помещении, существенно перестроенном, также находится активно посещаемая кофейня «Ностальгия» с крупной надписью «Та самая кофейня».
 
Эта «Кофейня на Архивном» в течение не менее чем 15-ти лет, то есть с конца 70-х и до начала 90-х годов, была одним из несомненных, хотя и неофициальных центров культурной жизни города, своего рода клубом и местом сбора творческой интеллигенции, в особенности — неформальной и молодёжи.
 
Поскольку помещение тогда было маленьким, множество людей (артистов, художников, музыкантов, писателей, поэтов) с чашечками кофе усаживались на скамеечках и ограждениях в ближайшем скверике, где читали друг другу стихи, делились своими творческими планами, которые зачастую там же и зарождались и обсуждались.
 
Речь идёт без преувеличения о сотнях людей, одни из которых за прошедшее время стали очень известными, другие прочно забыты, одни остаются в Симферополе, другие живут в других городах и странах. Большинство личностей или произведений, связанных с этим явлением — кофейня на Архивном, — естественно, прочно забыты, а их идеи и проекты по разным причинам не нашли никакого воплощения. Другие — приобрели самый громкий успех и известность (такие как композитор Алемдар Караманов, писатель Александр Ткаченко, ведущий израильский писатель Дэн Клугер, крымские поэты Александр Вишневой, Валерий Митрохин, Алёна Антонова, художник Олег Грачёв и многие другие).
 
Однако в тот период все эти люди, что ни день посещавшие «Кофейню на Архивном», были не только недостаточно устроены и знамениты, но и вообще не имели особенных карьерных перспектив. Это дало основание профессору Александру Люсому ввести
в литературоведение термин «Эпоха Архивного Спуска» (в смысле — своего рода аналог «потеряного поколения). Под этим термином культуролог (ныне весьма известный московский учёный в своё время и сам был активным посетителем той самой кофейни) подразумевает бесследную пропажу или невоплощённость множества созданных или задуманных в то время творческих свершений или проектов.
 
Поводом к созданию монумента Неизвестному поэту стала безвременная смерть, в прошлом году, крымского поэта Александра Вишневого, который был ярчайшим представителем этого поколения и этого явления.
 
Поэт Александр Вишневой родился и прожил до конца дней в Симферополе (за исключением московского периода, связанного с учёбой в Москве, в Литературном институте). При жизни он не издал ни одной книги. Однако сразу же после его смерти выяснилось, что сотни людей знают наизусть его произведения, и что он, оказывается, был одним из настоящих русских поэтов. Теперь выходят несколько изданий его произведений, на нескольких языках: (московское издательство «Водолей», американское, израильское и тбилисские издательства). В интернете открылись одновременно несколько сайтов, связанных с А. Вишневым, либо прямо посвящённых ему. Например, сайт: http://vischnevoy.narod.ru/
 
Литературный институт имени Горького в Москве опубликовал сборник воспоминаний однокурсников А. Вишневого, в том числе таких выдающихся литераторов, как Е. Черникова (Россия) и Алексей Макушинский (Германия).
 
Примечательно, что в Симферополе на похоронах Александра Вишневого был цвет творческой интеллигенции города, а поминальный ужин состоялся именно в помещении той, памятной всем, бывшей «Кофейни» на Архивном.
 
Однако имеется в виду не увековечение памяти именно этого литератора, после смерти оказавшегося востребованным. Предполагается общий монумент всему явлению, воплощающий, возможно, самый интересный период жизни каждого творческого человека, когда он ещё не добился никаких успехов либо славы, но полон творческих идей и замыслов. Мы предлагаем поставить памятник творчеству и поэтическому мироощущению как таковому, независимо от того, стало ли оно родом деятельности и привело ли к личным карьерным успехам.
 
Такой памятник Неизвестному поэту — по замыслу совершенно оригинален, аналогов не имеется нигде в мире (в отличие от памятников Неизвестному солдату), и он мог бы стать украшением города, достопримечательностью, отражающей особенную и весьма своеобразную духовность города Симферополя и его жителей.
 
Памятник пересечения дорог (истории, культуры...)
 
Как известно, городу Симферополю, которому от момента нового названия в этом году исполнилось 225 лет, находится в точке пересечения двух основных путей истории — с севера на юг («из варяг в греки») и с востока на запад (Великий шёлковый путь). По этой причине город иногда и называют «город-перекрёсток», и само слово «Симферополь» означает «город-собиратель» соответственно замыслу Екатерины Великой, намеревавшейся основать здесь столицу новой средиземноморской империи.
 
Во всяком случае, Симферополь характерен — как немногие другие места в мире — взаимосуществованием и взаимодействием основных мировых религий и соответствующих этноконфессиональных групп. Именно в это место, в то время Неаполь Скифский, Апостол, прибывший в Тавриду через Херсонес, принёс Евангелие, чтобы крестить Скифию. Позже именно в Симферополе (в то время Ак-Мечеть) находилась резиденция Калги-султана и, соответственно, один из центров ислама. В Симферополе, как и в Крыму вообще, находились древнейшие на территории Европы иудейские общины и синагоги (в том числе крымчакские и караимские).
 
При всём при том Симферополь может служить образцом в смысле отличия от других городов Украины своей высокой толерантностью, поскольку, несмотря на многонациональный состав его населения, здесь никогда не наблюдалось никаких сколько-нибудь значительных религиозных столкновений, что очень важно помнить и сохранить эту атмосферу и в будущем.
 
Мы предлагам установить памятник, отражающий эти фундаментальные особенности Симферополя.
 
Существует весьма подходящий, как представляется, проект памятника, который может служить символом и пересечения путей (путей в широком смысле — не только пространственном, но и судеб, и путей истории), и сосуществования разных людей, и взаимодействия основных духовных течений (трёх религий).
 
Проект этого памятника создан одним из крупнейших скульпторов-монументалистов современности — знаменитым Григорием Полоцким (Москва, Париж), автором многочисленных монументов, в том числе и монументов национального значения, государственных символов, в разных странах.
 
Проект памятника представляет собой развёрнутую в трёхмерном пространстве иудейскую шестиконечную звезду в виде дороги, напоминающей и математический знак бесконечности, и исламские полумесяцы, по которой идёт (из которой выходит) символическая христианская фигура Мессии, с нимбом. Памятник «Явление Мессии», первоначально предназначенный для Иерусалима и заказанный мэрией, столкнулся там со значительным противодействием со стороны ортодоксального раввината из-за отчётливо выраженной в нём христианской и мусульманской символики.
 
Григорий Полоцкий весьма дорожит этой своей работой, которую и он сам, и мировая критика единодушно считают одной из вершин и его творчества, и вообще современного монументального искусства. Поскольку автором памятник пока нигде не установлен, то предположительно с Потоцким возможен разговор — при удачном стечении обстоятельств — о преподнесении им этого проекта в дар городу Симферополю. И, по предварительной информации, скульптор не против обсудить соответствующее обращение от городских властей Симферополя.
 
Очевидна и экономическая выгодность этого замысла. В этом случае Симферополь мог бы получить выдающееся и знаменитое произведение монументального искусства, уже сейчас признанное шедевром и находящееся в многочисленных каталогах — исключительно по цене материалов, то есть по стоимости изготовления и установки. И, что немаловажно, без авторского гонорара, который — в случае привлечения авторов такого класса и уровня известности, как Потоцкий — обычно составляет весьма значительную сумму.
 
Борис РУМШИЦКИЙ,
кинопродюсер, шоумен
Категория: Архивный спуск | Добавил: serg-designs (26 Марта 2010) | Автор: Борис РУМШИЦКИЙ
Просмотров: 5407 | Теги: Борис РУМШИЦКИЙ | Рейтинг: 4.0/1



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]