Вторник, 16 Апреля 2024, 16:34 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страницы журнала

Главная » Статьи » Салгирка (журнал в журнале) » Словарь его любви

Путём слезы
В наше корпоративное время сама по себе «бестактность» для критика скорее достоинство, чем недостаток. Конечно, хорошо бы, чтобы она при этом не была «глупостью». Из оценки Владимира Грачёва получается, что я существенно «поумнел», не включив сравнение его дневников (которых я, увы, не читал) и Михаила Кузмина, что я проделал в рецензии «Геопоэтический референдум» (Октябрь, 2001, № 5, http://old.russ.ru/krug/kniga20001213.html), в свои книги «Крымский текст в русской литературе» (СПб.: Алетейя, 2003) и «Наследие Крыма: геософия, текстуальность, идентичность» (М.: Русский импульс, 2007).
 
В целом же изложенная Владимиром Грачёвым история артистичного (ведь именно артист по первому, незаконченному столичному образованию) спасения его дневников Александром Вишневым от авторского сожжения (эх, жаль, у Гоголя не оказалось своего Вишневого) — очередное подтверждение известного утверждения, что «рукописи не горят». Это касается любых рукописей — романов, дневников и даже рецензий.
 
Саша Вишневой был не только автором существующих пока только в виде рукописей (понятие «рукопись» теперь охватывает и сетевое пространство) стихов, которые теперь точно не сгорят, но и бескорыстным спасителем чужих рукописей от разного рода сгораний. Он сыграл важную роль в спасении от роковой судьбы очень пожароопасной рукописи романа Бориса Цытовича «Праздник побеждённых», упорно, стоически стучась с нею в двери разных издательств и издателей и достучавшись наконец до Андрея Мальгина и Валерия Исаева, стараниями которых этот роман был издан. Он собирал стихи Сергея Карелина.
 
Может быть, стоит теперь, издавая наследие Вишневого, организовать и параллельную книжную серию «Спасённое Вишневым» (как знак высокого качества).
 
Александр Вишневой — знаковая фигура целой эпохи культурного состояния Крыма, которую теперь и документально, и символически можно назвать эпохой Архивного спуска как культурологического явления, не сгоревшего благодаря существованию среди нас этого поэта. И именно с его смертью эта эпоха определилась как нечто целостное и законченное. Субтекст и гипертекст Архивного спуска во всей своей — благодаря личности Вишневого — лирической, дневниковой и рецензионной полноте — это составная часть «крымского текста».
 
Конечно, Вишневого помнят не только в Крыму.
 
Короче, как слеза по милому лицу,
Перемещаюсь по Бульварному кольцу.
 
Каким образом Вишневой перемещался по Бульварному кольцу Москвы? Когда я цитирую по памяти эти полюбившиеся мне строки, то невольно произносится «спускаюсь по Бульварному кольцу». Мне он запомнился в Москве именно спускающимся по Тверскому бульвару или Тверской улице («как Орфей спускался в ад», — если воспользоваться словами другого представителя поколения Архивного спуска, ялтинского поэта Сергея Новикова). И это уже превращается в какой-то архетип поэтики этого поэтического «спуска». И я сам теперь обречён перемещаться и по кольцам Москвы, и по крымским спускам путём слезы по Вишневому.
 
Александр ЛЮСЫЙ,
философ, культуролог,
старший научный сотрудник Российского института культурологии (Москва)*
 

* Автор концепции крымского текста в русской культуре, автор текстологической концепции русской культуры как суммы и системы локальных текстов. Автор книг: Первый поэт Тавриды. — Симферополь, 1991; Пушкин. Таврида. Киммерия. — М.: Языки русской культуры, 2000; Крымский текст в русской литературе. — СПб.: Алетея, 2003; Катарсис (в соавторстве). — СПб.: Алетея, 2007; Наследие Крыма: геософия, текстуальность, идентичность. — М.: Русский импульс, 2007; Нашествие качеств: Россия как автоперевод. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.
Категория: Словарь его любви | Добавил: serg-designs (26 Марта 2010) | Автор: Александр ЛЮСЫЙ
Просмотров: 1227 | Комментарии: 2 | Теги: Александр ЛЮСЫЙ | Рейтинг: 4.0/1



Всего комментариев: 1
1 Robinson  
0
Thanks for your thosuhtg. It's helped me a lot.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]