Воскресенье, 22 Декабря 2024, 04:07 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страницы журнала

Главная » Статьи » Город, люди, жизнь

Аргументы его жизни
О прошлом можно спорить, а можно просто внимательно изучать его аргументы. Для нас встреча с председателем совета акционеров Крымского ЗАО «Крымвтормет» Альбертом Жумыкиным стала во многом поучительной. Потому как на его примере изучали кодекс той жизни, которую его поколение не променяет ни на что.
 
Секрет подобной стойкости во взглядах человека, отмечающего 75-летний юбилей, долго искать не надо: то поколение было в массе своей причастно к великим делам страны, и дела эти затягивали огромные массы «голодных и злых» в созидание и победы.
 
Детские университеты
 
Альберт родился в Белоруссии в 1933 году. Отец был железнодорожником, его труд считался почётным, но и опасным. Опасным не столько возможностью аварий, сколько непредсказуемостью даже ближайшего собственного будущего. Страна, особенно её малоосвоенная часть — Дальний Восток, нуждалась в развитии транспортной инфраструктуры. Чтобы решать эти задачи, нужны были подневольные рабочие — железнодорожники. То есть — заключенные. Механизм арестов отлажен, выпал этот горький жребий и Петру Григорьевичу Жумыкину. Отправили его на строительство БАМа — будущей стройки века. Надо было протянуть железнодорожную ветку от станции Известковая (на «Транссибе») к посёлку Чегдомын, где было обнаружено крупное месторождение угля.
 
Из того периода маленькому Альберту запомнилась, как ни странно, атмосфера трудового подъёма и парадоксальных событий. Его отцу-арестанту присуждена награда — орден «Знак Почёта»!
 
После войны семья оказалась в поселке Агинское, что в Бурят-Монгольском национальном округе. Здесь маленький Альберт вынужден был вести себя как взрослый. Чего стоит одно только участие в перегоне крупных стад овец с территории Монголии. И это в десятилетнем возрасте! Детей привлекали к этой работе по очень простой причине — на них не надо было оформлять документы для перехода границы. В сопровождении монголов и с ночёвками у костра, мальчишки неделями гнали отары через унылые монгольские степи. Но и такая работа не помешала Альберту окончить школу с серебряной медалью. Это предопределило судьбу. Заведующий окружкомом вызвал к себе и сказал: «В Москву для учёбы в вузах отправляется двадцать бурят. Поедешь?» Думал всего одну ночь, после которой его, «голодного и злого», одели, обули, дали в руки билет и отправили в Москву. Так детские университеты превратились в настоящие...
 
Рассказ о детстве получится неполным, если не поведать о нескольких эпизодах общения подростка Альберта с японскими военнопленными, которых привлекали для строительства дорог и хозяйственных объектов. Оказывается, пленных неплохо кормили, они частенько делились продуктами с местным населением! Японец же учил Альберта кладке кирпича и строительству бани.
 
Танцор Жумыкин
 
Нет, он не поступал в институт культуры, но история с танцами во многом предопределила одну из важнейших сторон жизни.
 
Отцовская профессия повлияла-таки на выбор сына — Московский институт инженеров транспорта. Подработки грузчиком, ассистентом на кафедре электроподвижного состава, старшим кочегаром в котельной Тимирязевской академии — всё имело вполне объяснимую причину. Надо было не только обеспечивать себя, но и поднимать младших сестёр. А для этого — отправляться на «стройки коммунизма» и зарабатывать деньги.
 
Ну а при чём здесь танцы? Было такое странное правило в институтах транспорта в то время — за провинности отправлять студентов на курсы бальных танцев. Идеологи сего порядка рассуждали и объясняли студентам примерно следующее: там, куда вы поедете по распределению, уровень общей образованности и культуры ещё недостаточно высок и на вас станут равняться подчинённые. А посему будущие директора и управляющие должны быть примером во всём, в том числе и в танцах!
 
Однажды студент Жумыкин проспал первую пару лекций. Его тут же взяли в оборот и отправили на курсы. Не помогла даже уважительная причина — проспал ведь из-за участия в соревнованих лыжников накануне...
 
Так выпускник МИИТа оказался в родном Агинском на танцах, где три дня подряд элегантно водил в туре вальса местную молодую учительницу Эмилию, приехавшую в Бурятию из Ярославля. Предложение поехать с ним на великие свершения было принято. Жумыкин уверен: его танцевальные навыки сыграли здесь решающую роль. А ещё он уверен в том, что тогда с предложением он попал в «десятку». Странные порядки МИИТа — это тоже аргумент, не правда ли? Потом, уже во взрослой жизни, Альберт Петрович как-то случайно пересёкся с выпускником ленинградского одноименного института, который рассказывал о таких же порядках.
 
Жизнь вагонная
 
В неё Альберт Петрович вступал, уже закалённый детством и студенчеством. Специфика образования предопределила и характер работы — электромонтажный поезд, в задачу которого входила электрификация железных дорог. Тайшет, Курган, Горький, Дзержинск, Челябинск, Уфа. В сибирском периоде жизни пришло, пожалуй, главное осознание не только недостатков, но и преимуществ того времени. К примеру, почему тогда рабочий мог спокойно оставить на своей кровати деньги, зная, что никто их не тронет? Девиз того времени подкупает простотой аргументации: работать так работать, отдыхать так отдыхать. Сибирские просторы и условия жизни выработали у людей особое чувство коллективизма и взаимовыручки, без которого там просто не выжить. Это Альберт Жумыкин усвоил ещё в детстве. Сибиряки по-своему наказывали за проступки. За совершённую подлость человек получал позорную кличку, и она могла висеть на нём не только всю его жизнь, но и перейти на другие поколения...
 
Десять лет, отданных Сибири, были вознаграждены орденом «Знак Почёта». Затем, в 1964 году, Альберта Петровича вызвали в министерство и предложили ему должность руководителя электротехнического завода МПС, который строился в Симферополе. В то время шла работа по электрификации железной дороги в сторону Севастополя. Так Жумыкин стал крымчанином.
 
Крымский участок
 
Завод «Пневматика», который только что он принял, постоянно лихорадило. То подведёт неритмичность поставок, то скажется фактор неотлаженности работы новых механизмов. И вот, когда, казалось, все преграды для нормальной работы устранены, один из смежников не поставил алюминиевую заготовку. Когда люди бездельничают, их очень сложно настроить потом на рабочий ритм. Надо было искать выход. Открыв однажды местную газету, Альберт Жумыкин узнал, что в Крым приезжают знаменитые артисты Роман Карцев и Виктор Ильченко. Директор посылает к ним «посла по особым поручениям» с просьбой выступить на заводе, причём очень небесплатно.
 
«Посол» вернулся с хорошей вестью — едут! На заводе тут же был объявлен короткий день, и цех площадью десять тысяч квадратных метров вмиг заполнился рабочими и их семьями. Просил Жумыкин час, от силы полтора, а получилось три с половиной! Но самое интересное произошло потом. На вопрос, сколько это стоит, артисты только засмеялись и... пригласили директора в ресторан, дословно, «пить водку»! История по нынешним временам воинствующего индивидуализма просто фантастическая. А вот факт выполнения месячного плана после концерта фантастикой не выглядит. Интересно, упоминаются ли подобные нестандартные приёмы в умных учебниках по менеджменту?
 
Даёшь металл!
 
Промышленный рост в начале семидесятых ставил новые задачи, и на решение одной из них вновь направляется Жумыкин. Хотя сам Альберт Петрович о своём последнем перемещении в карьере говорит более определённо — заставили. Заставили организовывать в Крыму заводы по разделке и переработке металлического лома — основного сырья для мартеновского производства металлургических заводов. Основным поставщиком металла стал отслуживший своё флот. Так в жизни нашего героя появился новый профессиональный профиль — Крымское производственное объединение «Крымвтормет», а ныне одноимённое ЗАО. С 1979 года Жумыкин уверенно руководит этим предприятием, хотя непосредственно текущими делами сейчас больше занимается сын Константин. Сам же Альберт Петрович в канун своего семидесятипятилетия по секрету поведал, что на средства предприятия содержит детскую площадку в местном пионерском парке, что помог со строительством церкви...
 
Эпилог
 
Столетие Московского института инженеров транспорта было очень торжественным. На празднике нашему герою и вручили знак «Почётный студент». За сто лет он оказался двести тридцать девятым.
 
Александр АНАСТАСОВ,
Журнал «XXI Украина», апрель 2008 г.
Категория: Город, люди, жизнь | Добавил: serg-designs (26 Марта 2010) | Автор: Александр АНАСТАСОВ
Просмотров: 2155 | Комментарии: 1 | Теги: Александр АНАСТАСОВ | Рейтинг: 4.5/2



Всего комментариев: 1
1 Irina  
0
Wow I must confess you make some very treahcnnt points.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]